Воровать в магазинах становится сложнее //CNEWS - Информационные технологии в рознице 2010

Российские торговые предприятия традиционно расходуют на обеспечение собственной безопасности около 2-2,5% прибыли. В то же время потери от воровства в отечественных магазинах составляют в среднем 3-6% против 0,5-2% у западных ритейлеров.


Переход магазина на систему самообслуживания повышает объемы продаж примерно в 1,5 раза. В тоже время, по оценкам западных экспертов, от 0,5% до 2% объема продаж магазина самообслуживания составляют потери от «несанкционированного выноса товаров», а попросту говоря - от воровства. В России такие потери оценивались в среднем в 3-6%, а в ситуации экономического кризиса увеличились, предположительно до 7-10%. Для продовольственного сектора рынка, как правило, приемлемыми считаются потери на уровне 0,5-1% от оборота. Критическим значением, свидетельствующим о серьезных проблемах в сфере безопасности, эксперты называют 5% от оборота.

От 10 до 20% этих потерь можно отнести к категории административных – они вызваны ошибками в оформлении документов и сбоями в работе с поставщиками. От 30 до 40% - внутренние потери, связанные с недобросовестностью персонала, и от 30 до 40% - внешние потери - несанкционированный вынос товара, то есть кражи покупателями.

Как бороться с кражами

Поскольку кражи товаров покупателями составляют весомую часть всех потерь магазина, их снижению уделяется пристальное внимание. Наиболее простое решение этой проблемы – установка противокражных систем. В настоящее время существует четыре вида противокражных систем: радиочастотные, акустомагнитные, радиомагнитные, электромагнитные. В состав любой из них входят датчики и метки для нанесения на товар, деактиваторы меток и съемники датчиков и противокражные антенны, реагирующие на попадание в их поле метки или датчика. Противокражные системы могут устанавливаться как на выходе из магазина, так и на каждой кассе и на выходе без покупок. Одновременно кассовая зона оборудуется деактиваторами меток и съемниками жестких датчиков.


Сравнительные характеристики противокражных технологий

Лидирующие позиции на российском рынке противокражных систем занимают крупнейшие мировые бренды – американские Sensormatic и Checkpoint-Meto, а также шведская Gateway Security.

Компания Sensormatic производит системы видеонаблюдения, системы контроля доступа и противокражные системы на основе всех технологий. Они могут быть установлены в супер– и гипермаркетах, магазинах одежды, спорттоваров, парфюмерии, бытовой техники, аптеках, хозяйственных магазинах и т.д. Американская компания Checkpoint специализируется на производстве радиочастотных систем и систем видеонаблюдения. В 1999 году она приобрела германскую компанию Meto AG - производителя электромагнитных и радиочастотных систем. Оборудование этих производителей также ориентировано на торговые предприятия самого широкого профиля. Радиочастотные системы Gateway Security предназначены для использования в бутиках и магазинах одежды. Кроме того, эта шведская компания является единственным производителем систем со встроенным металлодетектором, обнаруживающим товары, упакованные в специальную сумку - Booster Bag.

В российском представительстве американской компании G2 Technology можно приобрести оборудование голландских компаний Nedap и Cross Point. Компания Nedap специализируется на выпуске электронных систем автоматической идентификации, в том числе и радиочастотных противокражных систем. Компания Cross Point производит системы радиочастотной идентификации. Не обошла своим вниманием российский рынок и итальянская компания Syntex, производящая радиочастотные системы. Представлены на рынке и системы российских производителей Odex Pro от ИТЦ «Диал», ARS от «Апостроф-торговые системы», Detex Line, Штрих-М. Кроме того, как в любой сфере деятельности, существует большой выбор оборудования китайского производства.

Кроме противокражных систем, для предотвращения хищений товаров как со стороны покупателей, так и со стороны персонала, в магазинах используются и другие средства защиты: обзорные зеркала, системы видеонаблюдения в залах и на складе магазина, видеоконтроль кассовых операций, для дорогих товаров, например, электроники и компьютеров, - многоразовые защитные сейферы и системы защиты товара на стеллажах и пр.

Сколько стоит борьба с кражами?

Российский рынок систем защиты от краж вплоть до 2008 года демонстрировал устойчивый рост в среднем на 25-30% в год, и к началу 2009 года его объем оценивался игроками в $40-45 млн. Основными потребителями противокражных систем (более 50%) являются крупные продуктовые сети, магазины одежды, спортивных и детских товаров. Около 25% приходится на магазины косметики и парфюмерии, аптеки, книжные магазины и магазины товаров для дома, 20% - на магазины электроники, бытовой техники и сотовой связи, а 5% - на небольшие торговые предприятия.

Однако, по сравнению со странами Европы и США, российский рынок противокражных систем пока не слишком велик. Это обусловлено, во-первых, относительно небольшим объемом отечественного рынка розничной торговли, а во-вторых тем, что розничные предприятия Европы и США расходуют на борьбу с потерями около 10% от прибыли, в то время как затраты российских магазинов не превышают 2,5%. Установка систем защиты от краж является одним из наиболее популярных методов борьбы – ведь правильный выбор системы и способа ее эксплуатации, по некоторым оценкам, позволяет снизить потери на 50 - 80%. Кроме того, противокражные системы окупаются в среднем за 6-12 месяцев. Время возврата инвестиций зависит от множества факторов – как от модели выбранной противокражной системы, способа ее установки и условий сервисного обслуживания, так и от ассортимента, и оборота магазина, а также локальной специфики. Кроме того, эффективность противокражной системы напрямую связана с принимаемыми торговым предприятием организационными мерами по борьбе с потерями.

Стоимость минимального комплекта противокражного оборудования для небольшого магазина сегодня составляет около 20 тыс. руб., а средняя цена системы защиты от краж находится в пределах 50-80 тыс. руб. Системы на основе радиочастотной технологии относятся к нижнему, акустомагнитные – к среднему, а электромагнитные и радиомагнитные – к верхнему ценовому сегменту. Однако, оборудование, созданное по одной и той же технологии, может отличаться по цене в 2-3 раза. В каждом конкретном случае цена определяется именем производителя, техническими параметрами оборудования и, во многом, дизайном антенн.


Сравнительная стоимость противокражных систем

По соотношению цена/качество наиболее эффективными считаются акустомагнитные системы. Однако, при выборе решения для конкретного торгового предприятия необходимо учитывать и другие факторы, такие как спектр защищаемого товара, стоимость расходных материалов и деактиваторов меток, качество сервисного обслуживания. Например, снизить затраты на расходные материалы можно, если наклеивать противокражные этикетки не на все группы товаров и даже не на все упаковки товаров в выбранной группе. Маркировать необходимо только дорогостоящие или наиболее расхищаемые товары. К числу последних относятся косметика, алкоголь, аудио-, видеопродукция, а также кофе и мясные деликатесы.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

* Статья подготовлена при содействии специалистов Компании СМ ТРЭЙД.

← Назад к списку публикаций