Как защитить гипермаркет от краж //Алгоритм безопасности - 2008 - №3, с. 50

Игорь Лященко
Старший продакт-менеджер департамента систем защиты Компании СМ ТРЭЙД

Системы защиты от краж подразделяются на четыре основных технологии: акустомагнитная, радиочастотная, электромагнитная и радиомагнитная. Все они имеют весьма широкий спектр применения, однако в каждом конкретном случае необходимо анализировать ряд существенных факторов для выбора параметров оборудования. Тогда отдача от оборудования будет высокой, а стоимость приобретения и владения – минимально возможной.

Основные элементы противокражной защиты

Системы защиты от краж предназначены для защиты от несанкционированного выноса неоплаченного товара за пределы торгового зала. Система состоит из антенных стоек, устанавливаемых на кассовых проходах или в местах выхода покупателей из торгового зала, блока электроники и аксессуаров (съемники защитных меток, деактиваторы и т.п.). На товар, который должен быть защищен, закрепляются защитные метки (одноразовые или многоразовые), которые вызывают срабатывание системы при попытке выноса неоплаченного товара. При оплате товара метки снимаются (многоразовые) или деактивируются (одноразовые) персоналом магазина.   

Для защиты гипермаркетов и супермаркетов можно использовать системы любой из четырех технологий. Однако при выборе необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны каждого из видов противокражных систем: принять во внимание совместимость защитной этикетки и датчиков с различными видами товаров, возможность использования многоразовых датчиков, уровень помех в месте установки системы, стоимость деактиваторов, датчиков и всей системы. Одним из ключевых параметров также является ширина защищаемого прохода и коэффициент срабатывания системы при проносе защитной этикетки через ворота.

Чаще всего в супермаркетах и гипермаркетах устанавливаются системы акустомагнитной и радиочастотой технологий, которые отличаются высоким коэффициентом срабатывания на защитные этикетки (в акустомагнитной технологии этот показатель составляет более 95%, в радиочастотной – около 90%).


Как правило, системы защиты от краж в супермаркетах и гипермаркетах устанавливаются в межкассовых проходах, поскольку данный способ установки противокражных антенн наиболее удобен для торговых объектов с большой проходимостью. На входе/выходе в торговый зал системы защиты от краж устанавливаются в небольших супермаркетах. Вариант установки антенн в межкассовых проходах дороже, но эффективность такой защиты значительно выше, чем при установке систем на выходе. Полупрофессиональные воры знают об этом и чаще всего решают не рисковать. Использование малогабаритных систем акустомагнитной технологии нового поколения обеспечивает защиту широких проходов и максимум пространства свободного прохода тележек.

Одной из актуальных проблем является воровство с использованием сумок или одежды, проложенных фольгой - booster bag. По статистике, с помощью таких приспособлений происходит 80% краж, совершаемых ворами-профессионалами. При этом внешне такая одежда или сумка могут выглядеть совершенно нормальными. Защиту магазина от booster bag обеспечивают системы от краж радиочастотной технологии со встроенным металлодетектором. Данные противокражные антенны позволяют обнаружить на входе покупателя с таким приспособлением и затем, в зависимости от подходов того или иного магазина к вопросам безопасности, либо ограничить доступ покупателя внутрь (например, попросив сдать сумку) или вести его уже в самом магазине, чтобы предупредить кражу.

Системы акустомагнитной технологии также обладают дополнительной защитой - противокражное оборудование имеет встроенную систему сигнализации на съемники жесткого датчика Super Tag, что позволяет защитить магазин от их несанкционированного вноса.

Для защиты товара используются защитные этикетки соответствующей технологии. Одно из основных требований – незаметность и недоступность для покупателя, а также невозможность удалить ее с поверхности товара. Именно поэтому этикетки часто маскируют под ценники и штрих-коды, вклеивают внутрь упаковки товара и пр. При установке систем радиомагнитной и электромагнитной технологий используются малозаметные этикетки с возможностью защиты металлизированных поверхностей. В акустомагнитной технологии также имеются защитные этикетки небольшого размера, которые могут защищать мелкие товары. Преимуществом данной технологии являются этикетки, клиновидная форма которых позволяет располагать их внутри упаковки, не вскрывая ее.

Для защиты дорогих товаров целесообразно одновременное применение этикетки и защитной бирки (естественно, выполненными по одной технологии). Кроме того, необходимо использовать системы защиты товаров на стеллажах (для ноутбуков, телефонов, фото-видео камер, бытовой техники и пр.), сейферы (для аудио/видео кассет и дисков) и жесткие датчики (на одежду или дорогой алкоголь).

Для деактивации этикеток оптимальным выбором для гипер/супермаркетов является использование бесконтантных деактиваторов со встроенным звуковым оповещением, встраиваемых в кассовые столы. Размагничивание защитной этикетки происходит на расстоянии до 25 см, что особенно актуально для магазинов больших форматов, так как не влияет на скорость обслуживания покупателей. Кассиру нет необходимости искать защитную этикетку, размагничивание происходит сразу после попадания защитной этикетки в поле действия прибора.

Необходимо также отметить, что некоторые модели акустомагнитной технологии не только обеспечивают высокую степень защиты товара, но и являются рекламно-информационным носителем. Рекламный постер вставляется в противокражные рамки и скрепляется специальными стяжками. Замена постеров не требует специальных навыков и может производиться в любое время и с любой частотой. Таким образом, на противокражных системах можно оперативно размещать информацию о проводимых акциях, скидках, новых товарах и т.д.

Технические требования при установке систем защиты от краж

Наличие множественных электромагнитных помех значительно ухудшает качество детектирования антенн, поэтому необходимо минимизировать количество источников шумов в радиусе действия систем защиты от краж.

При установке систем нужно обратить внимание, чтобы между антеннами не проходил силовой кабель – он должен находиться на расстоянии не менее 50 см от силовых и информационных кабелей системы. Подача питающего напряжения должна осуществляться круглосуточно. При этом необходимо иметь в виду, что для стабильной работы системы запрещается подключение системы к источнику питания, к которому подключены неоновые лампы освещения, электродвигатели, компьютеры, кассовые аппараты, терминалы и оборудование передачи данных, а также другое оборудование, являющееся источником импульсных помех. Более того, источники электромагнитных помех – мониторы, кассовые терминалы, принтеры, импульсные блоки питания, люминесцентные лампы, банкоматы и пр. - должны располагаться не ближе 2 метров. На этом же расстоянии должен находиться товар с защитными этикетками.

Также необходимо учесть минимальную дистанцию между антеннами и другими массивными металлическими объектами (в том числе с рамами металлических открывающихся дверей, при условии надежного заземления движущихся конструкций). Для систем разных технологий данное расстояние может составлять от 0,5 до 0,8 метров.

При установке систем защиты от краж в гипер/супермаркете, расположенном в торговом центре, предъявляются специальные требования. Это связано с тем, что в торговых центрах расположено несколько различных магазинов, в которых также устанавливает противокражное оборудование. В итоге системы одной или разных технологий влияют друг на друга, мешая корректной работе и провоцируя ложные срабатывания.

Если в торговом центре установлены системы разных технологий, то проблемы с помехами не возникнет. Однако арендаторов в торговых центрах, как правило, больше, чем существующих на сегодняшний день технологий. Кроме того, у них могут совпадать предпочтения по выбору систем защиты от краж, что в свою очередь, естественно, приведет к проблемам с эксплуатацией противокражных антенн в рамках единого торгового центра.

Наименее проблемными в этом смысле являются системы акустомагнитной технологии - для корректной работы они должны находиться на одной фазе электропитания. Радиочастотные системы неизбежно влияют друг на друга, если установлены на расстоянии не менее 30 м, даже если находятся на разных этажах торгового центра. Способ ликвидации помех заключается в синхронизации работы радиочастотных систем. Однако в отличие от акустомагнитных систем, где синхронизация происходит по фазе электропитания, радиочастотные системы можно синхронизировать исключительно проводным способом (по витой паре либо оптоволокном). Кроме того, необходимо иметь в виду, что синхронизировать можно только системы одного производителя.

Комплексный подход

Однако для эффективной защиты одних только противокражных антенн недостаточно - как показывает практика, только комплексный подход может значительно минимизировать вероятность совершения краж. В качестве дополнительных средств защиты торговые залы оборудуются обзорными зеркалами, охранными сигнализациями, а также системами контроля и управления доступом и видеонаблюдения в торговых залах, складских помещениях, зонах разгрузки товара и т.д. Для снижения потерь от краж на кассовом узле - наиболее уязвимом месте в цепочке функционирования торгового предприятия – необходимо использовать систему событийного видеоконтроля на кассовых узлах.

Если магазин не готов сразу установить весь комплекс средств защиты, то поставщик, предлагающий комплексное решение, может решить задачу обеспечения безопасности товара постепенно, внедряя последовательно необходимые системы.

Кроме того, необходимо понимать, что любая, даже самая лучшая система, требует профессиональной технической поддержки специалистов, которые бы предупреждали возможные неполадки в оборудовании. Ведь сбой в системе безопасности может повлечь за собой достаточно серьезные убытки, которые сведут на нет все затраты на внедрение систем защиты от краж.

В связи с этим, поставщик систем безопасности или сервисная компания должна располагать ресурсами для возобновления работоспособности оборудования в кратчайшие сроки. Условия договоров сервисного обслуживания должны включать в себя и срок выезда специалиста на место (в часах), и наличие подменного фонда для данного клиента.

Для оперативного реагирования и своевременных консультаций в основе обслуживания любой сервисной компании должна находиться горячая линия поддержки клиентов - hot line. Где бы клиент ни находился, для получения техподдержки ему достаточно позвонить в диспетчерскую службу, которая обеспечивает единую точку контакта с клиентом. Опытный диспетчер, пользуясь единой информационной системой, зафиксирует его обращение, идентифицирует проблему и, согласно установленным регламентам, передаст ее на соответствующий уровень, обеспечивая качественное поступление и дальнейшее распределение информации между ответственными лицами.

Например, в Компании СМ ТРЭЙД действует трехуровневая система поддержки: фронтальная часть представлена диспетчерской службой и рядом профильных подразделений, специализирующихся на разных продуктах компании, включающие, в том числе, сервис систем безопасности и слаботочных систем, сервис противокражных систем, внедрение и сопровождения комплексных решений. Другая часть этой системы – единая производственная база компании, призванная максимально эффективно обеспечивать решение возникающих задач.

Эффективность работы данной системы обусловлена схемой организации процесса и профессионализмом специалистов: от диспетчеров до сервис-инженеров – именно эти две составляющие принципиально влияют на время, потраченное торговым предприятием на решение своей проблемы.

Для обеспечения сервисных услуг в регионах создана партнерская сеть, которая включает в себя более 250 сервисных компаний от Калининграда до Владивостока. Таким образом, открывая вместе с ведущими мировыми сетями новые регионы, была создана эффективная модель сервисной службы. Инженеры по обслуживанию во всех городах имеют постоянную связь и поддержку из центра. Единая информационная система технической поддержки дает возможность четко планировать и одновременно управлять работой сервисных служб по всей России, что позволяет оперативно решать проблему в том месте, где это требуется, и в то время, когда это необходимо.

← Назад к списку публикаций