ИНТЕГРАТОР СИСТЕМ ЗАЩИТЫ И БЕзопасности
Ru

По статистике, из 100 посетителей магазина 2-3 – профессиональные воры, еще около 10 относятся к группе риска – т. е. потенциально могут украсть, но боятся быть пойманными. Они воруют «для себя», специально не готовясь, поэтому не осведомлены о всех тонкостях противокражного оборудования. Охранные системы рассчитаны именно на таких.
Поймать вора-профессионала, напротив, довольно сложно. Воровство для него – способ заработка, поэтому он хорошо знаком с техническими особенностями охранных систем и даже применяет специальное оборудование.

Как воруют
«Особой популярностью среди воров-профессионалов пользуются специальные сумки для магазинных краж – booster bags. Они проложены фольгой, благодаря чему жесткие датчики и специальные этикетки, на которые должны реагировать системы защиты, практически невозможно обнаружить. Вор, не отвлекаясь на нейтрализацию защитных бирок, за считанные секунды наполняет свои баулы. Известны случаи, когда в одной сумке обнаруживали 17 рубашек Armani или 30 флаконов дорогих духов», – рассказывает начальник отдела систем защиты и видеонаблюдения Компании СМ ТРЭЙД.
Зимой воры поступают еще проще – вшивают в куртку плотную подкладку из фольги, делают огромные внутренние карманы и набивают их под завязку товаром. На кассе такой клиент может купить лишь «Баунти», а украсть – на несколько тысяч рублей.
Также многие профессионалы пользуются съемниками для удаления датчиков и деактиваторами – размагничивают бирки и этикетки на товаре, только что снятом с витрины.

ИЗ ПРАКТИКИ

 

В магазине автозапчастей (торговая площадь – 500 кв. м) было установлено 15 камер слежения общей стоимостью 10 тыс. долларов. Прокладка кабеля обошлась в 5 тыс. долларов. Часть камер была направлена на кассовую зону, а часть – распределена по супермаркету на расстоянии около 100 м, контролируя покупку дорогого товара.

   
  У КАЖДОГО МАГАЗИНА СВОЙ ТИП ЖУЛИКОВ
  Продуктовый магазин:дети 9- 12 лет, которые прячут в карман понравившееся лакомство, малоимущие – их толкает на преступление нужда.
Магазин алкогольной продукции: мужчина от 20 до 50 лет, со вкусом одетый и не вызывающий сомнения в своей честности.
Магазин игрушек: женщина от 40 до 50 лет с располагающей внешностью.
   
  ВСЕ ДЕЛО В ПСИХОЛОГИИ
 

Устанавливая системы защиты, нужно учитывать психологию покупателей.
Повесьте табличку с надписью «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера», причем в действительности этих камер может и не быть. Убедите персонал, что эта камера существует, и можно быть уверенным, что желающих покуситься на собственность магазина будет значительно меньше.
Сфотографируйте покупателей, застигнутых на месте преступления, и вывешивайте их фотографии при входе в магазин. Особенно популярен такой подход на Западе.
Если у вас установлено видеонаблюдение, расположите мониторы на самых видных местах, чтобы посетители могли наблюдать себя на экране. Некоторые небольшие магазины, торгующие компактным товаром (DVD, сувениры, игрушки), выводят изображение с нескольких камер на один монитор, установленный на входе или в торговом зале. Зачастую события даже не записываются, зато у покупателя, знающего, что за ним ведется наблюдение, желание воровать пропадает.
Установите зеркала слежения. Они позволяют наблюдать за «мертвыми» точками в зале и стоят по сравнению со сложными охранными технологиями сравнительно дешево. В небольших магазинах зеркала «ловят» порой больше воров, нежели остальные средства охраны.

 

Как защититься
Владелец магазина, стремясь защитить свою собственность, в первую очередь, обращает внимание на технические средства. Среди них – противокражные системы. Принцип их работы заключается в обнаружении специального защитного элемента (этикетки или бирки), закрепленного на товаре в тот момент, когда покупатель проходит между антенными рамками (обычно они располагаются на выходе из расчетно-кассовой зоны или магазина).
Сегодня среди небольших торговых предприятий популярны три технологии защиты от краж. Каждая из них имеет свои достоинства, но ни одна не защищает магазин на все 100%.

РАДИОЧАСТОТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – одна из самых распространенных. Система идеальна для продуктовых магазинов, утверждают специалисты. А вот в торговых залах, где большая часть продукции имеет металлическую поверхность, она неэффективна – радиочастотные бирки не способны работать на металле. К тому же, несмотря на высокую степень деактивации (приближающуюся к 90%), велика вероятность ложных срабатываний. Между тем радиочастотные системы установлены во многих гипермаркетах, несмотря на то, что большое количество упаковок, представленных на прилавках, с металлическими поверхностями. Так защищают товар «Ашан» и «Маркткауф».
Популярность радиочастотной технологии объясняется в том числе тем, что долгое время она была дешевле альтернативных систем (стоит около 1,5 тыс. долларов). Поэтому ее устанавливали даже в аптеках, где значительная часть товара упаковывается в фольгу, и акустомагнитная или электромагнитная технологии были бы намного эффективнее.
Среди последних радиочастотных разработок – датчики, которые обнаруживают вора с booster bags.

АКУСТОМАГНИТНАЯ ПРОТИВОКРАЖНАЯ СИСТЕМА оптимальна для магазинов с широкими дверными проходами (до 4,8 м). Она имеет самый высокий коэффициент срабатывания – более 95%. Лидером рынка акустомагнитных систем признана компания Sensormatic. «Особенность ее систем в том, что они срабатывают не только на защитные этикетки, но и на их съемники! Если вор пытается пронести устройство для съема датчиков, система издает сигнал», – рассказывает Андрей Лабыцин.
Системы акустомагнитной технологии наиболее востребованы владельцами непродуктовых магазинов и бутиков. Ассортимент оборудования достаточно широк – размер и дизайн датчиков можно подобрать, исходя из специфики продаваемого товара: специальное оборудование разработано для шляп, тростей, зонтов, очков и т. п. Не так давно системы акустомагнитной технологии относились к разряду дорогих (более 2 тыс. долларов). В последнее время за счет повышения технологичности производства, разработки и выпуска новых моделей, их стоимость стала сравнима с радиочастотным оборудованием.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СИСТЕМА может защитить практически любой магазин. В первую очередь, благодаря свойствам этикеток – даже разрезанные пополам, они сохраняют свои защитные свойства. А поскольку срабатывает электромагнитная этикетка только в 70% случаев, то на дорогой товар для верности наклеивают две и даже три этикетки.
Опытные владельцы магазинов уже давно пришли к выводу, что установка охранного оборудования оправдана – окупаемость защитных систем колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом уменьшаются затраты на привлечение охраны и повышается сервис, что делает магазин более привлекательным для покупателя.

Внимание – камера!
Как показывает практика, видеокамеры сокращают потери от воровства в разы. Поэтому даже если владелец не установил камеры при открытии, то приобретает их сразу же после того, как обнаружил первые потери от краж.
Комплект оборудования подбирается в зависимости от того, какая роль отводится системе видеонаблюдения в предотвращении краж. Минимальный набор включает камеры, монитор и коммуникационную аппаратуру, позволяющую в режиме онлайн следить за происходящим в торговом зале. Небольшие магазины нередко покупают системы по частям. Сначала ставят зеркала слежения, затем – камеры и мониторы, а еще через какое-то время – записывающие устройства, мультиплексор и т. д. Так, компании «С-тойз», специализирующейся на продаже игрушек, изначально хватало зеркал слежения. Когда образовалась сеть магазинов, возникла необходимость в противокражных системах. Но и этой техники стало недостаточно – тогда компания установила видеонаблюдение.

Где устанавливать
В магазинах прилавочной торговли одну или две видеокамеры располагают сбоку от витрины – так, чтобы они не смущали покупателя, но все же были заметны. Еще одну камеру – на выходе из магазина, чтобы покупатель видел, что техника его «запомнила».
В магазинах самообслуживания камеры устанавливают на самых видных местах и обязательно над витринами с дорогим товаром, при этом на стеллажах расставляют таблички, сообщающие о том, что ведется видеосъемка.

Видео – не панацея
Специалисты отмечают, что система видеонаблюдения не приносит желаемого результата в магазинах одежды, где большинство краж совершаются в примерочных. А они из соображений этики не попадают в поле зрения видеокамер.
Сомнительна эффективность видеонаблюдения и в бутиках. Там площадь зала свободно просматривается персоналом, и камера зачастую играет роль лишь дорогого аксессуара. Но даже если она находится в рабочем состоянии, это не гарантирует безопасность дорого товара. Известны случаи, когда из небольших меховых салонов, оборудованных системой видеонаблюдения, исчезали шубы стоимостью 20 тыс. долларов.

Цена вопроса
Самая дешевая – стационарная камеру с неуправляемым объективом. Стоит от 100 до 500 долларов. В последнее время приобрела популярность купольная видеокамера. Стоит она дороже стационарной – 2 – 4 тыс. долларов, но и возможностей у нее больше. Она способна поворачиваться в любых направлениях (в поле зрения одной камеры может попадать до 500 кв. м торговой площади), оснащена зумом с 20 – 30-кратным увеличением. Может работать как под управлением охранника, так и автономно.
В продуктовых супермаркетах, где часть товара - на высоких стеллажах, а часть находится в холодильных витринах, зачастую одновременно используются и купольные, и стационарные камеры. Купольные врезаются в потолок или устанавливаются на подвесную конструкцию и размещаются на открытом пространстве, например, над кассами или во входной зоне, а стационарные контролируют проходы между стеллажами.
Установка видеонаблюдения предполагает траты не только на оборудование, но и на оплату работы сотрудников, которые следят за мониторами. При этом могут возникнуть сложности с подбором персонала. Ритейлеры сталкиваются с тем, что работники службы безопасности забывают смотреть на мониторы, читают детективы или засыпают перед экраном. И все же все больше магазинов покупают системы видеонаблюдения. Камеры устанавливают даже на небольших торговых площадях – от 200 кв. метров.

Человеческие ресурсы
Вооружаясь техническими средствами защиты от воровства, владельцу магазина не следует забывать, что главное оружие против расхитителей – это ответственный персонал. Когда продавец внимателен к клиенту и готов в любой момент оказать содействие, у покупателя нет возможности что-либо украсть. В магазинах с высоким уровнем обслуживания потери от воровства, как правило, очень низкие.
Как задействовать потенциал сотрудников в борьбе с нечистыми на руку покупателями?

Возложить материальную ответственность за сохранность товара на продавца.
Это самый дешевый способ защиты продукции, но далеко не самый лучший вариант организации торговли. Продавец, заботящийся только о сохранности товара (и, соответственно, своей зарплаты), вряд ли будет уделять достаточно внимания клиенту. Однако в какой-то степени материальная ответственность все же необходима, она стимулирует сотрудников наблюдать за поведением клиентов и пресекать попытки воровства. В тех магазинах, где владелец нанимает управляющего, потери, как правило, делятся между директором и работниками магазина в пропорциях, равных размеру зарплаты.

Привлечь к работе службу так называемых незаметных покупателей.
Лжеклиенты быстрее и эффективнее обнаруживают вора, чем обычный охранник. «В этой службе работают в основном представительницы слабого пола. Женщины, в отличие от мужчин, замечают «забывчивых» покупателей гораздо чаще – пожалуй, это можно объяснить особенностью их интуиции», – говорит Николай Шамрин, начальник управления охраны ассоциации «Аллигатор». Сотрудник «в штатском» обычно выступает в роли домохозяйки: долго и неуверенно выбирает товар, рассматривает ценники, читает этикетки, а подспудно выслеживает жуликов. На эту уловку попадаются даже профессиональные воры, уже привыкшие к тому, что большая часть обывателей, даже заметив вора, не сообщит о нем сотрудникам магазина.

На месте преступления
Продавцы и кассиры должны только обнаружить нарушителя, дальнейший разговор с ним ведет уже охранник. Причем в российских условиях бороться с воровством при помощи охраны – дело неблагодарное. Согласно законодательству служба охраны не имеет права ни задерживать, ни досматривать потенциального преступника. Для этого необходимо присутствие милиции. И если торговый центр не имеет своего пункта, то приходится дожидаться прибытия стражей порядка. «Старый закон устарел уже давно. Очевидно, что нужна новая правовая база, которая урегулировала бы отношения между охранными структурами, обществом и правоохранительными органами», – комментирует ситуацию Николай Шамрин.
Чтобы сбить с толку вора, прикрывающегося законом, многие торговые предприятия предпочитают работать с сотрудниками вневедомственной охраны, нежели с ЧОПами. Охранник в милицейской форме отпугивает грабителей и показывает серьезность намерений владельца магазина.

← Назад к списку публикаций