ИНТЕГРАТОР СИСТЕМ ЗАЩИТЫ И БЕзопасности
Ru

Автор СЕРГЕЙ НЕКРАСОВ

С чего начинается кинотеатр? Многие ответят по аналогии с классическим высказыванием: С вешалки! И будут неправы! На самом деле поход в кино начинается с приобретения билета. Наверное, каждый помнит то время, когда все билеты были на одно лицо и отрывались кассирами с помощью школьной линейки. Редкие изменения происходили лишь в области цвета: бледно-голубой фон сменял зеленоватый или грязно-белый оттенок. Впрочем, на такие нюансы даже в середине 90-х гг. никто не обращал внимания: публике в то время было явно не до кино.

Ситуация стала меняться лишь с появлением кинотеатров нового типа, первым из которых стал Кодак-Киномир. Именно здесь впервые на территории России была установлена программа для продажи билетов, созданная компанией Софт-Вест. В 1998 году открылся кинотеатр Пушкинский, где прошла первая инсталляция системы TS: Кинотеатр компании Ticket Soft. Также со своими предложениями выступили ООО Софт Механика (система Базис) и ООО UCS (система UCS-Премьера). В настоящее время на рынке действуют также компании ГИРУС СОФТ (программно-аппаратный комплекс Gi-Cinema), ООО Кинософт (система Cinema Professional) и Группа компаний Profifilm, ставшая официальным эксклюзивным представителем скандинавской компании iTicket AS (система iTicket).

Естественным образом встает вопрос: чем будет руководствоваться менеджер нового кинотеатра, выбирая одну компанию из равных и понимая, что каждая из предлагаемых сегодня на рынке систем обладает своими технологическими достоинствами и преимуществами? По итогам проведенного в декабре 2003 года опроса среди компаний, предлагающих услуги в области разработки и инсталляции билетных систем, нам удалось получить следующую картину. В настоящий момент ООО Ticket Soft имеет 137 установок в кинотеатрах России и странах СНГ. Среди партнеров компании: сети кинотеатров Централ Фильм (Москва); Кинопалац (Украина); Патрия (Молдавия) и др. Системами ООО UCS оборудовано более 60 кинотеатров на территории бывшего СССР (например, сети Формула кино, Киномакс и др.). ООО Софт-Механика произвела 40 инсталляций своего продукта для кинотеатров на постсоветском пространстве: сети кинотеатров Кронверк Синема и Джем-Холл, Аврора (Новосибирск), Эпицентр (Красноярск) и др.
Другие компании также не стоят на месте, с каждым месяцем укрепляя свои позиции на рынке билетных систем: Гирус Софт сотрудничает со столичными кинотеатрами Варшава, Байконур, Победа и Пионер; одним из партнеров ООО Кинософт стала сеть кинотеатров Парадиз; на счету компании Софт-Вест порядка 20 инсталляций в кинотеатрах Москвы, Самары, Новосибирска и других городов.

Основным же залогом успеха компании iTicket, пока только начинающей свою деятельность в России, служит мировая репутация продвигаемого ею комплекса продажи билетов. Систему iTicket используют ведущие скандинавские операторы мультиплексов Oslo Kinematograf AS, Nordisk Film AS, Finnkino OY и др. Впрочем, рыночная экономика естественным образом приводит к исчезновению базовых различий между российским и зарубежным программным обеспечением, и на первый план при выборе системы выходят такие факторы, как полная локализация продукта и гарантийное и постгарантийное обслуживание. Здесь приоритет, безусловно, остается за компаниями, обладающими собственными производственными мощностями и необходимым штатом работников, осуществляющих техническую поддержку. Интерес представляют и специальные курсы для обучения персонала кинотеатров основам работы с поставляемыми системами, проводимые компаниями Ticket Soft и Софт Механика.

При рассмотрении билетного рынка в России нельзя забывать и о компаниях, занимающихся собственно печатью билетов на термокартоне. Игроков на этом поле всего три. Главный - группа компаний СМ ТРЭЙД, продукция которой использовалась уже в 1998 году в кинотеатре Пушкинский (ранее все бланки билетов на термокартоне ввозились из-за рубежа). В настоящий момент производственная база типографии Компании СМ ТРЭЙД - одна из самых высокотехнологичных в Европе. Ее возможности позволяют наносить на билеты голографические изображения и различные степени защиты (микротекст или скрытый текст, защитные штрих-коды, текст или изображение, видимое только в ультрафиолетовом свете). Разнообразие используемых материалов делает продукцию компании доступной для кинотеатров любого формата, даже для небольших бюджетных киноплощадок. Особое значение компания придает работе с региональными кинотеатрами. Все вышеперечисленное обеспечивает СМ ТРЭЙД ежемесячные миллионные тиражи. Отметим также, что в ноябре компания получила статус официального представителя корпорации DATAMAX - известного производителя билетных термопринтеров.

Появившаяся на российском рынке в 2000 году компания ООО Сервис Плюс Принт сегодня занимает вторую позицию по печати билетов на термокартоне. Среди ее партнеров - компания Rising Star Media (мультиплекс Kinostar de Lux), а также сети кинотеатров Люксор, Синема и т.д. Кстати, к концу года компания планирует напечатать свой двадцатипятимиллионный билет.
Третий игрок на российском рынке печати билетов на термокартоне - ЗАО ВАЙТ. Его официальным дилером стала компания ГИРУС СОФТ.

Рынок билетных систем России постоянно развивается. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к информационно-аналитической составляющей продукта. Большинство компаний производит теперь не просто программы для продажи билетов, но и создает системы управления барами, ресторанами и магазинами, входящими в инфраструктуру кинотеатра.
Все большее количество отечественных билетных компаний приходит к осознанию необходимости введения бонусных карт, систем интернет-бронирования и онлайн-продаж.

А вот установка автоматизированных киосков для удаленной продажи билетов кажется перспективной далеко не всем. Например, исполнительный директор компании Софт Механика Олег Гаврилишин считает: На сегодняшний день использовать киоски самообслуживания для продажи билетов нецелесообразно. На покупку билета через киоск уходит в 3-4 раза больше времени, чем в кассе. К тому же не всегда у потенциального зрителя найдется в кошельке купюра требуемого достоинства и в надлежащем состоянии. Даже если вы пользуетесь кредитной карточкой, требуется значительное время для выполнения операции. Кстати, по сведениям той же компании, в целом по России кредитными картами при покупке билета пользуются не более 1 % зрителей, хотя в отдельных кинотеатрах этот показатель может возрастать до 20% (к/т Джем-Холл, г. Санкт-Петербург). Солидарен с Софт Механикой в отношении киосков самобслуживания для удаленных продаж билетов и генеральный директор компании Kinosoft Виктор Боришевич: Мы такого оборудования не производим, поскольку рассматриваем его лишь как дорогую игрушку. Анализ зарубежного опыта подтверждает наши выводы. Зритель сейчас не просто хочет посмотреть фильм, он идет пообщаться. Можно повесить сто мониторов с полной информацией обо всем, но все равно всю интересующую его информацию зритель предпочтет получить у кассира. По той же причине пока не приживаются в кинотеатрах и системы контроля доступа с турникетами. Нужен контролер - живой человек, а не автомат.

Подобную точку зрения разделяют и большинство директоров действующих кинотеатров. Однако генеральный директор компании Ticket Soft Сергей Кравцов определяет свою основную задачу как внедрение всех передовых технологий, используемых в мире, в решения своей компании и видит основным направлением развития совершенствование качества продукта и улучшение системы сопровождения клиентов: Быстрая адаптация к изменениям законодательства и технологическое превосходство отечественного продукта должны стать тем базисом, который позволит сдерживать проникновение на российский рынок западных компаний - разработчиков билетных систем.

Зато практически все игроки российского рынка билетных систем солидарны в мнении, что сбор информации о кассовых показателях фильмов в национальном прокате должен осуществляться на уровне отдельных кинотеатров, которые являются источниками первичных данных, а не на уровне дистрибьюторов. Подобный механизм, по их мнению, позволит отражать не просто итоговый кассовый сбор фильма, но динамику распределения зрительского интереса к ленте от региона к региону.

← Назад к списку публикаций