ИНТЕГРАТОР СИСТЕМ ЗАЩИТЫ И БЕзопасности
Ru


Автор РИММА РЕМИЗОВА

Противокражная система в магазине до недавнего времени считалась приметой бутика или супермаркета. Но сегодня охранные системы перестали быть имиджевым атрибутом и являются общепризнанным предметом объективной необходимости. Собеседники Витрины, представители компаний-поставщиков, утверждают, что спрос на противокражные системы в России растет так же быстро, как и рынок розничной торговли - основной потребитель данного оборудования.

Рано или поздно любой руководитель розничного магазина сталкивается с необходимостью перевода своего предприятия на самообслуживание. При такой организации бизнеса важно использовать защитное оборудование, поскольку товары имеют свойство исчезать из торгового зала.

- Конечно, покупка противокражной системы - это дополнительные капиталовложения и отнюдь не панацея, но надо заметить, что эти деньги возвращаются, система окупается, - говорит Андрей Лабыцин, начальник отдела систем безопасности и видеонаблюдения Компании СМ ТРЭЙД.
По его словам, за минувший год в России значительно возросла динамика продаж противокражного оборудования. Оживление наблюдается не только в столице, но и в других городах России. Трудно указать мало-мальски крупный город, в котором не было бы установок систем защиты от потерь.

По словам Михаила Букреева, директора по маркетингу компании Сервис Плюс, общий принцип работы противокражных EAS-систем (Electronic Article Surveillance) можно описать следующим образом: антенна-передатчик на определенной частоте посылает сигнал антенне-приемнику, между антеннами образуется электромагнитное поле - область защиты. При попадании в эту область метка (этикетка или бирка) создает некоторое нарушение поля, которое фиксируется приемником, в результате поступает сигнал о несанкционированном выносе товара.

К наиболее эффективным системам безопасности относятся противокражные системы, системы видеонаблюдения, а вспомогательными элементами являются зеркала наблюдения.

Системы защиты от краж - EAS-системы - в зависимости от типа используемых технологий, делятся на три класса: акустомагнитные, электромагнитные и радиочастотные.

Акустомагнитные системы имеют ряд преимуществ перед другими разновидностями: высокий коэффициент срабатываний, отсутствие ложных сигналов, самая большая ширина защищаемого прохода, минимальная экранировка металлом и человеком, а также надежность в работе. Считается, что акустомагнитная технология - это оптимальное решение для магазинов одежды и парфюмерии, бутиков и аптек.

Главным преимуществом электромагнитной технологии являются защитные этикетки: они самые маленькие по размеру, технологичные в нанесении, их легко спрятать, они не боятся ни перегибания, ни разрезания. Важно отметить, что этикетки имеют невысокую стоимость, а это особенно актуально при большом обороте относительно недорогого товара (в супермаркетах, гипермаркетах).

Радиочастотные системы из-за их невысокой цены могут быть рекомендованы для установки в небольших магазинах (до 100 кв.метров) с одним или двумя кассовыми терминалами и хорошо просматриваемым залом. Недостаток таких систем - большой размер этикеток (от 30x30 до 50x50 мм). Кроме того, этикетки радиочастотных систем не срабатывают на металлических банках, хотя на любом неметаллизированном товаре (продукты питания, книги, очки, видео- и аудиопродукция) эти системы действуют исправно.

- Преобладание той или иной технологии на рынке противокражного оборудования в России пока объясняется исключительно степенью активности компании, продвигающей данную технологию, - утверждает Михаил Кржижевский, коммерческий директор компании G2 Technology.

По словам г-на Букреева, точных данных о российском рынке противокражных систем пока не существует. Мировой рынок EAS-систем насчитывает более 800 тыс. инсталляций в год. В то же время, в России наблюдается отток клиентов из нижнего ценового сегмента в верхний и средний. Основная причина этой тенденции - надежность срабатывания, которую не обеспечивают дешевые системы.

- В России появилось много мелких фирм, предлагающих разнообразное противокражное оборудование, - говорит г-н Кржижевский. - Эти компании закупают оборудование у официальных и неофициальных дилеров производителей этого оборудования и перепродают заказчикам. К сожалению, уровень технической подготовки специалистов таких организаций остается на низком уровне, отчего страдает качество установок и вместе с тем репутация торговых марок.
По его словам, интерес к этому оборудованию обусловлен активным ростом торговых сетей, а также тенденцией перехода магазинов на самообслуживание, даже в такой традиционно прилавочной торговле, как аптеки и парфюмерия.

- Переход на самообслуживание объясняется тем, что торговлю по принципу супермаркета стали предпочитать сами покупатели, - замечает Павел Новоселов, ведущий менеджер компании Апостроф-торговые системы. - При этом прибыль магазинов увеличивается примерно на 25%.

По словам Алексея Сидякина, менеджера по продажам компании IBS, каждый месяц финансовые директора торговых предприятий недосчитывают от 2% до 8% от оборота. На первый взгляд, эти показатели могут быть обусловлены незначительными ошибками при оформлении и учете товара, а также небольшим уровнем несанкционированного выноса товара из торгового зала. Однако, по сути, магазин теряет деньги в результате отсутствия контроля.

Для супермаркета площадью 500 - 700 кв.метров с оборотом в год около $1.5 - 2 млн. 2% потерь - цифра довольно внушительная. С помощью систем защиты можно избежать до 80% краж посетителями. Красть меньше не будут, но можно избежать этих краж. Если владелец магазина правильно использует ресурсы системы, то он может защитить 70 - 80% того товара, который раньше воровали.

Г-н Новоселов считает, что выбор противокражной системы должен зависеть от ассортимента товаров, предлагаемых магазином. Главные критерии при этом выборе - эффективность, надежность и цена системы защиты товаров от краж. Любой из факторов сказывается на сроке окупаемости оборудования, который обычно не составляет больше года с момента начала эксплуатации.

- Главное - сделать правильный выбор именно для вашего магазина: чтобы и охранные характеристики были высоки, и стоимость системы не заоблачной. При соблюдении этих несложных правил противокражные системы становятся необходимой составляющей бизнеса и эффективно помогают бороться с несанкционированным выносом товаров, - рассказывает Андрей Лабыцин.

- При выборе противокражной системы владельцу магазина необходимо определить, какие товары подлежат защите с помощью меток, каков поток покупателей и какова топология зон, защищаемых воротами-антеннами, - советует г-н Букреев. - После этого выбор вида технологии и конкретной модели EAS-системы напрашивается сам собой.

Михаил Кржижевский отмечает, что заказчик должен четко оценить уровень вложений и просчитать прибыль, которую он получит от внедрения той или иной системы. Технология не имеет принципиального значения для достижения максимального эффекта от вложенных средств. Гораздо важнее правильно организовать работу службы безопасности, а также обеспечить оптимальное сочетание технических и административных мер, направленных на предотвращение и выявление воровства.

- Защитить товар только за счет противокражного оборудования невозможно, - уверен г-н Сидякин. - Потери, связанные с процессом производства или продаж, обусловлены как внешними, так и внутренними особенностями. Внешние - это посетители, которые воруют. Внутренние связаны с ошибками и неправомерными действиями сотрудников компании.

По словам Алексея Сидякина, противокражные системы, к сожалению, не могут защитить от внутренних хищений. Для этого необходимо создать комплексную систему охраны, контроля и безопасности - будь то офис, магазин или аптека.
Комплексная система защиты включает в себя противокражное оборудование, систему видеоконтроля за ситуацией происходящего в помещении (торговом зале) и систему контроля за действиями кассира. Все три компонента являются залогом успешности того или иного торгового предприятия.

- Исходя из пожеланий заказчика к рабочим характеристикам противокражной системы, дизайну, фирме-производителю, а также технологии, цена может значительно варьироваться в диапазоне от $1500 до $7000, - говорит г-н Лабыцин. - Поэтому даже при самом минимальном бюджете предприятия покупка подобного оборудования является реальностью, а не недостижимой и дорогостоящей мечтой.

По словам г-на Новоселова, в последнее время наметилась тенденция к снижению цен - благодаря появлению на рынке систем безопасности торговли отечественных производителей.

Собеседники Витрины отмечают, что ведущее место в области производства противокражного электронного оборудования сегодня занимает американская компания Sensormatic, работающая более 30 лет и контролирующая около 60% мирового рынка всех противокражных систем. Ей принадлежит акустомагнитная технология EAS.

В области производства радиочастотных систем безопасности серьезные позиции занимает американо-германская компания Checkpoint-Meto.
Однозначное лидерство на российском рынке продаж и установок противокражного оборудования обозначить трудно. Есть ряд динамично развивающихся компаний, которые активно продвигают, продают и устанавливают защитное оборудование таких мировых производителей, как Checkpoint-Meto, Nedap, CrossPoint, Sidep, Sensormatic, Certus и Gateway.
Большинство российских компаний, работающих в этой области, строят свою работу по принципу комплексного решения вопроса безопасности предприятия и защиты от воровства. Специалисты компаний обследуют объект заказчика, чтобы правильно и качественно установить оборудование, а также помогают клиенту разобраться в многообразии систем, представленных на рынке.

← Назад к списку публикаций